Педагог ЦИТОИСа, Артимовская Валентина Сергеевна, вернулась из образовательной поездки в Хельсинки.
Насколько продуктивно прошел процесс передачи опыта и что уникального в финских школах, мы узнаем из короткого интервью.
Начнем с самого важного участника образовательного процесса: ученика. Чем он отличается от российского школьника?
Если перед вами ребенок, который:
- ходит по школе в носках
- сидит на столе
- не видит смысла в списывании
- зарабатывает деньги на проведении школьных дней рождений
- может выйти из класса, чтобы выполнить задание в одиночестве
- не против остаться на второй год,
то перед вами типичный финский ребенок.
Может сложиться впечатление, что школа - что-то не серьезное?
При первом взгляде, так и есть. Дети и учителя расслабленны. Когда мы спросили коллег, что самое главное на уроке? Они ответили, что психологический и физический комфорт (60%), на предметное содержание отводят только 15%. Ставка делается на поиск своего "Я" и создании атмосферы успеха, счастья, доверия. При этом, согласно мониторингу качества образования PISA, Финляндия занимает первое место среди европейских стран. Довольно занятный результат объясняется воспитанием высокой степени самомотивации и самоконтроля. Школьные учителя приходят "не учить детей, а помогать им учиться".
Что подразумевается под физическим комфортом?
Это создание уютной среды. Школа - второй дом. Дети могут раскачиваться во время занятий на фитболе, лежать на полу, сидеть в креслах. При этом, дизайн очень вдохновляющий. Мебель мобильна и постоянно подвергается перестановке. Перемены длятся 15-30 минут и за это время есть возможность посетить мастер-класс, сыграть в пинг-понг, украсить стену кубиками лего, починить мопед в мастерской.
Может показаться, что такое возможно только при огромных финансовых вливаниях, но в Финляндии достаточно низкий процент финансирования в образование. И это дилемма.
Есть что-то схожее с нашей системой?
Отрадно было слышать, что в основе стоят постулаты российской педагогической мысли: учиттеля часто оперировали фамилиями и идеями Выготского, Макаренко, Лобачевского, Ушинского. Уроки длятся 40 минут, в 11 классе сдают аналог ЕГЭ, много проектной работы. Только проекты объединены в так называемые "феномены". Это не отдельные внутриклассные мероприятия, а комплексы из нескольких предметов (географии, музыки, химии и др.) по изучению 1 явления: например, Балтийского моря. Получается разностороннее погружение в единую, значимую для ребенка, тему.
Какой общий вывод от увиденного вы вынесли?
Единственно верного решения не бывает. Все возможно, нужно только поверить в детей.